Погружение в театр - «Дом 19|07. Начало»

Все большее и большее распространение сегодня получают формы спектаклей, где в главной роли не только актер, но и участвуют в процессе сами зрители. Но как это происходит, каким образом удается создать нужную обстановку и что для этого вообще нужно? Об этом и многом другом мы поговорили с Натальей Валерьевной Залюбовской, генеральным продюсером проекта «Дом 19|07. Начало».

Наталья, иммерсивные спектакли получили распространение не так давно и для зрителей непривычны. Как вы решились именно на такой формат для спектакля «Дом 19|07. Начало»?

Определяющим при выборе формата постановки стала именно площадка. Дом – городская усадьба А.К. Поливанова XIX века. Интерьеры дома, атмосфера, фасад, архитектура, расположение комнат – все это заставляло работать наше воображение. После окончания реставрации было решено создать на базе усадьбы театрально-зрелищную площадку. На наш взгляд, подобное современное использование памятника архитектуры максимально полно выполняет те задачи, которые ставит перед собой Фонд. Оригинальный сценарий, музыка, театральный свет, звук, спецэффекты, иллюзия – все это дает ощутимый налет мистики и погружает зрителя в атмосферу начала прошлого столетия.

А какой атмосферы удается добиться? Что несет в себе Дом?

В Доме всегда царит своя, особенная атмосфера. Не зря мы акцентируем внимание наших гостей на том, что именно Дом выбрал их. Дом приглашает и Дом провожает. В любом старом Доме есть истинные хозяева – призраки тех людей, что жили здесь когда-то. Наш Дом – светлый, несмотря на драматичный сюжет. Именно это способствовало выбору финального сценария, по которому пошла работа. Какая была атмосфера? Все смешалось, многие внутренние пороки людей, принимавших участие в создании спектакля, вышли наружу.

Сам Дом – место мистическое и таинственное. Как это отразилось в спектакле?

В основе нашего сюжета лежит арбатская легенда о Призраке белой дамы, живущей в нашем особняке. Старожилы знают… Она не покидает Дом. Рано утром можно услышать, как она поет в одной из комнат на верхнем этаже особняка, очень часто мы теряем вещи, всегда оставляем ей угощения, во время фотосъемок у нас случаются очень необычные кадры…Присутствие нашей Белой Дамы иногда ощущается даже физически. Но Дама очень любит гостей! Прийти к нам можно, а вот уходить не хочется…В Доме время идет по-другому…

Удается ли добиться при иммерсивном (погруженном) формате театра классической реакции зрителя? Того же катарсиса, например?

Как это ни банально, эмоциональный взрыв и катарсис не миновали не только зрителя, но и нас. Все пропущено через себя, эти тонкие нити электрического напряжения связывают весь процесс невидимой нитью. Каждый спектакль у нас проходит как первый по нервному накалу.

А вообще, кроме сопереживания, какие эмоции в результате дает иммерсивный формат спектаклей? С какими чувствами и мыслями зритель уходит от вас?

Мы не оставляем попытки увязать воедино внутренний мир человека и нравственные проблемы через такую художественную форму как иммерсивный формат театрального спектакля. Суть этого понятия заключается в активном зрительском соучастии и спонтанной реакции участников.

Наталья, спасибо за ответы

Если и вы хотите испытать новые ощущения, взглянуть на мир театра другими глазами, поучаствовать в спектакле, который становится для зрителя то квестом, то мюзиклом, обязательно посетите «Дом 19|07. Начало». Интересно будет!